КЕНДО — путь меча 「剣道」, современное японское боевое искусство фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных школ владения мечом, корю кендзюцу [старые школы фехтования]. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии, как и в России, рассматривается как один из видов спорта, проводятся локальные, региональные, национальные и мировые соревнования. В кендо существует система кю/дан, максимальным является 8 дан, но нет поясов или видимых знаков отличий, форма одинакова для всех – кейкоги и хакама тёмно-синего цвета, защитное снаряжение: мен [шлем], коте [перчатки], до [кираса], таре [набедренная юбка]. Поединки проводятся на полной скорости и в полную силу с использованием синая [бамбуковый меч]. Для практики ката используется бокуто [деревянный меч].
В течение многих веков во время тренировок кендзюцу использовались бокуто, который наносил ученикам сильные ранения. Однако, в XVII веке произошёл ряд реформ, которые изменили подход к тренировкам по фехтованию, введя в обиход синай и богу [защитные доспехи], тем самым уменьшив количество травм и сделав изучение фехтования более доступным. Со временем, к концу XIX века кендзюцу претерпело изменения и уже напоминало современное кендо. С реставрацией Мэйдзи европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода, поставив под вопрос необходимость обучения фехтованию в традиционных школах и дальнейшего существования кендзюцу как такового.
В 1895 году было создано Общество воинской добродетели Великой Японии — Дай Ниппон Бутокукай 「大日本武徳会」, с целью возродить самурайские традиции и укреплять патриотический дух среди японской молодёжи. Дай Ниппон Бутокукай популяризировал фехтование среди молодёжи, введя в качестве обязательной учебной программы “обобщённое” фехтование на занятиях физкультурой в учебных заведениях Японии. Для унификации определений и идеологии фехтованию было присвоено название кендо. Было ограничено количество целей для удара (голова, горло, руки и торс) и вариативность приёмов, чтобы сделать кендо наименее травмоопасным будо. Были разработаны правила проведения соревнований и критерии победы. При этом техники, используемые в кендо, остались производными от техник с настоящим мечом, тем самым сохраняя традиции и связь с корю кендзюцу.
После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационное правительство запретило обучение любому фехтованию как содействующему распространению японского национализма, в том числе из-за повсеместного использования японских мечей во время войны. Дай Ниппон Бутокукай был ликвидирован. Запрет на кендо продлился до 1952 года, когда была создана Всеяпонская федерация кендо — Зен Ниппон Кендо Ренмей 「全日本剣道連盟」, продолжившая дело Дай Ниппон Бутокукай.
Зен Нихон Кендо Ренмей разработало концепцию кендо на основе подхода, заложенного Дай Ниппон Бутокукай. “Кендо – это путь совершенствования характера через применение принципов меча.”
Принципы нашли отражение в концепции кендо: “Формировать разум и тело, развивать сильный дух через правильные и строгие тренировки, стремиться к совершенствованию искусства кендо, высоко ценить вежливость и честь, быть искренним с другими и всегда совершенствовать себя. Это позволит каждому любить своё государство и общество, делать вклад в развитие культуры, продвигать всё человечество к миру и процветанию.”
С середины ХХ века кендо, как искусство фехтования, едино в подходе преподавания, системы достижений, задачах, целях и правилах соревнований и поведения во всех уголках мира. В кендо нет ограничений по возрасту, полу и физическим данным, так как меч уравнивает всех, что дарует возможность заниматься до седин. Именно это делает его уникальным будо, которое можно начать изучать в любом возрасте в одной точке мира и продолжить через много лет в другой, везде вам будут рады!
Мы рады, что у нас есть кендо!