СТАТЬЯ
Преподавание кендо следующим поколениям
ЧАСТЬ I
КЕНДО ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ КЕНДО

Оглядываясь на сказанное ранее, я прихожу к мысли, что есть много вещей нуждающихся в переосмыслении. Большая часть моих предыдущих рассуждений была посвящена аспектам обучения с акцентом на освоении техник. Сейчас мне кажется, что мой обзор принципов и концепции кендо, а также мой анализ того, как кендо формирует характер, были неполными. Я утверждал, что тренировки кендо не должны ограничиваться поиском технического мастерства или эффективности в соревнованиях, но я, похоже, упустил более важные цели занятий кендо.

* * *

В августе 1989 года в префектуре Фукуока, одновременно с XXXI Чемпионатом Японии по Кендо, состоялся симпозиум посвящённый повышению квалификации инструкторов в кендо. Мне на всю жизнь запомнился ответ Иватани Фумио (кендо хачидан, ханси) из префектуры Акита на вопрос молодого инструктора во время одной из дискуссий. Иватани сенсея спросили: "Команда вашей школы победила на чемпионате и часто занимает высокие места на других студенческих соревнованиях. Как вам удаётся учить и тренировать таких сильных кенши?" Иватани сенсей ответил: "Я никогда не считал, что учу своих студентов кендо, я и сейчас так не думаю!" Этот ответ озадачил присутствующих, и Иватани сенсей пояснил свои слова: "Однако, я могу вас уверить, что я занимался изо всех сил со своими учениками. Это то, чему меня научили, когда я сам был студентом в Токио Кото Шихан Гакко. Знаменитые учителя, преподававшие там, не объясняли и не демонстрировали техники ученикам. Даже старшие, уже опытные кенши, выкладывались полностью, чтобы нанести инструктору удар в кейко, но камае учителя было настолько сильным, что его кенсен каждый раз упирался в горло ученика. Часто они теряли баланс и падали, сбитые с ног одним из инструкторов, или оказывались впечатаны в стену получив мощный цуки. Видя беспомощность старших учеников перед инструкторами, я задумался о том, что значит быть сильным в кендо. Я сконцентрировался на атаках большим прямым ударом мен. Меня не учили как наносить удар мен быстро или как использовать в ударе бёдра, одни учили меня полностью физически и ментально вкладываться в каждую атаку и не бояться кенсена противника. Хитрости и уловки на них не работали. Это научило меня встречать каждого оппонента с полной решимостью и полностью вкладываться в каждый удар." Во время этого симпозиума мне было 44 года, и я был очень впечатлён словами Иватани сенсея. Я начал пересматривать собственный подход к обучению учеников. Раньше я фокусировался на аспектах атаки и контратаки, объяснял студентам принципы маай, тайминга и тактики. Я понял, что, обучая учеников кендо, я должен взращивать в них сильный дух и решимость, чтобы они не отступали перед страхом или трудностями. Я не знаю сколько молодых учителей на том симпозиуме полностью поняли слова Иватани сенсея, но я считаю, что суть практики кендо лежит в развитии отваги и стремления преодолевать неблагоприятные обстоятельства. Несмотря на то, что времена меняются, и всё больше людей делают акцент на соревнованиях, важно не забывать эту суть.

Преподаватели кендо должны варьировать сложность кейко в соответствии с физическими возможностями, техническими навыками и уровнем мотивации кенши. Учеников не следует доводить до изнеможения, не стоит быть жёстким или грубым. На уровне нюмон-ки важно в начале развить у ученика правильный настрой. Начинающие не должны относиться к тренировкам легкомысленно, а учитель обязан показать пример правильного отношения, в соответствии с уровнем ученика. Непросто научиться и непросто научить быть отважным перед лицом трудностей.

Обычно большинство людей недооценивают свои физические и ментальные способности. Когда ученикам кажется, что они уже дошли до предела и не могут двигаться дальше, на самом деле же они могут и до настоящего предела ещё далеко. Развитие же начинается со смелого шага преодолеть этот мнимый предел. Решение сделать это приходит изнутри самого человека, а не из внешнего источника. В процессе обучения кендо, ученики должны совершать множественные атаки. Через этот опыт они получат от тренировок необходимый результат и поймут значение кейко. Суть кендо можно отыскать, преодолевая трудности, связанные с поиском правильного хвата меча или иных технических навыков. Её нельзя отыскать лишь слепо следуя словам учителя.

На стене детского клуба кендо Китадзаки, находящегося на западе города Фукуока, висит каллиграфия: "Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд". В 2005 году в Фукуока произошло мощное землетрясение. Эпицентр находился на западе города и множество домов, спортивных сооружений, ферм и рыболовецких хозяйств серьёзно пострадало. Всего шесть месяцев спустя детский клуб кендо Китадзаки успешно провёл тайкай, посвящённый десятилетию основания додзё. К названию турнира было добавлено: "С молитвами о быстром восстановлении после землетрясения". Я думаю, что и организаторы, и гости тайкай вынесли для себя что-то важное из этого. Истинная суть кендо содержится в этом высказывании: "Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд".

Многие люди сетуют, что будущее Японии под угрозой, считая, что нынешняя молодёжь по сравнению с предыдущими поколениями теряет силу воли, физически слаба и плохо учится. Однако, я верю, что есть луч света в тёмном царстве. Если отвага и стремление преодолевать препятствия могут быть воспитаны в их сердцах, тогда они смогут развивать мощный дух, сильное тело и острый ум. Мы должны гордиться той культурой что мы передаём ученикам через кендо, ведь так мы растим новое поколение, которое будет в ответе за будущее кендо.

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

В ноябре 2005 года я был назначен главным судьёй в финальном поединке LIII Чемпионата Японии по Кендо. В финале встретились Учимура Рёичи, дебютант 25 лет, и Харада Сатору, ветеран, который к своим 32 годам много раз появлялся на предыдущих чемпионатах. Будучи близко к победе, однако ни разу так и не стал призёром. Оба кенши вышли из токийской полиции, и ни один не хотел уступать. Оба продемонстрировали превосходное кендо, держа в напряжении всех зрителей.

В дополнительное время Харада сделал мощное семе и нанёс прекрасный дебана-коте в тот момент, когда Учимура пытался атаковать мен. Это было волнительное и впечатляющее завершение финального поединка, и аудитория взорвалась громом аплодисментов. Публика приветствовала те только его успех, но также и то, что он всё же смог добиться победы после неудач на прошлых чемпионатах. Когда началось интервью с победителем никто не покинул зал. Первые слова Харады были такими: "Большое спасибо всем! У меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность!". Его слова утонули в аплодисментах. Он сенсационно дебютировал на своём первом Чемпионате в возрасте 23 лет, заняв второе место. Несмотря на то, что он всегда оставался сильным бойцом и занимал призовые места на пяти из восьми чемпионатов, он никогда до этого не занимал первого места. В этот раз он одержал победу, и я был впечатлён тем, как он в первую очередь поблагодарил своих учителей, старших товарищей, коллег и свою семью за поддержку. Для меня было честью быть главным судьёй этого поединка, и я считаю, что он продемонстрировал прекрасный пример духа кендо для всего кендо сообщества.

Позже из пресс-релиза я узнал о том, как он успокаивал свои эмоции после поражения в прошлых чемпионатах, и со всей решимостью возвращался к тренировкам. Я могу представить, почему окружающие искренне желали ему победы. Посвятив первые слова благодарности тем, кто его поддерживал, он показал образец скромности – все кенши должны брать с него пример. Харада показал пример отваги, находясь под огромным эмоциональным давлением, и пример того, как можно посвятить всего себя неустанному достижению цели, однако, его скромность, выраженная в сказанных им словах, достойна ещё большего восхищения. Это был особенный момент и все, кто был рядом с ним на площадке, вместе с людьми на трибунах, аплодировали его заслугам.

Мы можем высказать предположение, что кендо — это часть культуры, в которой мы рассматриваем отношение между людьми в близком контакте кейко. Таким образом, цели и задачи, которые ставит учитель пред учениками в обучении крайне важны. Было бы абсурдно пытаться учить техникам или говорить о воспитании личности лишь на словах без физической практики. Учителя должны понимать и доносить до своих учеников, что развитие характера возможно лишь через тяжёлые тренировки. Тяжёлая тренировка даёт гораздо больше, чем мастерство в технике. Личностные отношения между учителем и учениками в идеале должны укреплять решимость перед ликом трудностей, жажду жизни, вежливость, благодарность и скромность.


Накаяма Хакудо особо подчёркивал важность принципа си-тей-до-гё, это значит, что учитель и ученик, находясь на одном пути, должны учиться друг у друга. Я стараюсь быть внимательным инструктором, поскольку считаю, что ученики — это отражения своих учителей. Ученики легко копируют слабости учителей, хотя чтобы перенять сильные стороны нужно много времени. Действия и эффективность учеников на тренировке — это, как правило, реакция на стиль преподавания учителя. Тем не менее, единственный способ научиться учить — делать это, в этом смысле учителям следует быть терпеливыми. Если учитель добросовестно трудится, то ученики будут отвечать тем же, и это отразится на развитии их как личностей. Учителя должны наставлять учеников тренироваться изо всех сил, однако воспитательное значение кейко возрастёт, если учитель занимается также и воспитанием характера учеников.

Отношения си-тей-до-гё это не что-то временное, как работа в компании, и не нечто, основанное на опыте или ранге, это взаимное чувство, рождающееся в сердце человека. Учитель не должен быть самонадеян относительно своих способностей учить, красоваться демонстрируя свои способности. Инструктору следует настроиться на трудную работу — развить способности учеников. Если такие взаимоотношения могут сформироваться и найти своё место в кендо, тогда культурное значение кендо проявится в полной мере. В противном случае мы можем получить взаимоотношения, основанные на насилии и страхе. Взаимное обучение учителя и ученика развивает такие добродетели как привязанность, вежливость, скромность, искренность и благородство, что благотворно влияет на нас и на окружающих вне додзё и обогащает общество в целом.

* * *

В конце 2005 года вся Япония была шокирована обнаружившимися у крупных строительных компаний нарушениями в технологиях высотного строительства. И позже, в 2006 году, когда известный и считавшийся биржевым гением человек был арестован по подозрению в нарушении вексельного законодательства. Мне видятся в этом признаки нынешнего падения нравов на корпоративном уровне. Я беспокоюсь о том, как эти скандальные события могут повлиять на молодёжь, учитывая, что вовлечённые в них люди и организации имели высокий уровень социальной ответственности. Правильная управленческая структура и здоровая конкуренция способствуют воспитанию личности, но каждый из нас должен обладать решимостью не поддаваться соблазнам. Однако, человек может проявить свои лучшие качества, только если окружающие его люди действуют в соответствии с высокими моральными стандартами. Кимура Токутаро, первый президент Всеяпонской Федерации Кендо говорил, что занимающиеся кендо должны стремиться к развитию трёх добродетелей: мудрости, сострадания и отваги (чи-дзин-ю). Мы, преподаватели, обучая следующее поколение кендо, в высшей степени ответственны перед обществом за выполнение этой задачи.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКАМ

Обучение кендо начинается с освоения отдельных техник, но традиционно, когда ученик приходил в додзё, он должен был показать стойкость и волю перед лицом предстоящих трудностей, прежде чем непосредственно приступить к изучению техник. Затем, ученик начинал следовать примеру учителя, и примеру старших учеников. Таким образом, ученик фактически учился самостоятельно, это была одна из характерных черт пути меча. В сегодняшнем мире этот метод почти исчез. В образовании, искусствах и спорте методы обучения основываются на последовательном обучении, учеников "кормят с ложечки" и ведут шаг за шагом.

Зачастую постановка нереалистичных целей обучения, таких как обучение в слишком короткие сроки, приводит к печальным результатам. Учитель хочет развить в учениках самостоятельность, но в то же время любой ценой уберечь от ошибок. В результате стиль преподавания становится назойливым. Ученики же чувствуют давление, принуждение к занятиям и ощущают потерю самостоятельности. Порой можно наблюдать, когда молодой человек приходит в кендо под давлением родителей или учителей, быстро развивается, но вскоре бросает занятия. Кроме того, часты случаи, когда начинающему не хватает базовых навыков и он уходит, брошенный учителем на произвол судьбы под предлогом уважения к самостоятельности ученика. В первом случае, когда ученик начинает заниматься кендо не по своей воле, он, вероятно, не может выдержать давление или справиться с неудачами из-за нехватки самостоятельности. Во втором случае, когда ему не хватает базовых навыков, скорее всего он переоценивает свои возможности, и он теряет уверенность в себе, поскольку ему не достаёт правильного обучения. Существует много причин по которым молодые люди могут бросить кендо, но мы должны помнить, что на них влияют внешние факторы, и зачастую таким фактором выступает нехватка устойчивой связи межу их самоощущением и реальной практикой.

Практика основ кендо затрагивает наше самоощущение, и удачное выполнение техник может доставить удовольствие. Это чудесная черта кендо. Учителя должны доносить до учеников, что кендо — это также развитие непосредственно самоощущения, и этот путь не имеет конца.

Далее мы рассмотрим три стадии тренировочного процесса в кендо, которые также дают намёк на то, как ученик должен развивать себя на каждой стадии.

Стадия #1 — син : освоение таких техник как тай-сабаки и синай-сабаки, использование всего тела в субури и кукан-датоцу.

Стадия #2 — гё : правильное выполнение конкретных техник в предопределённой ситуации с партнёром, кирикаэси и учикоми-кейко.

Стадия #3 — со : оттачивание техники с ситуации свободного поединка с партнёром, гогаку-кейко и сиай.

Нет нужды повторять, что техники взаимодействия, формирующие основу кендо, содержат как физические, так и элементы сознания. По мере того как ученик прогрессирует, элементы сознания, такие как сила воли, становятся всё более важными. Физические элементы не будут правильно работать и освоение техник застопорится, если воля не будет становиться сильнее. Просто понять, как физические элементы и элементы сознания техник связаны между собой недостаточно. Техники необходимо практиковать, а личность необходимо развивать. Иначе будет утеряна половина того результата, который могут дать тренировки, и ученики, испытав разочарование, уйдут.

Акцентирование внимания исключительно на техниках в качестве средства победы в соревнованиях — искажение пути кендо, следует всегда направлять учеников на развитие их как личностей. Легко заметить и оценить эффективность или неэффективность техники на соревнованиях, но гораздо важнее неосязаемый аспект кендо. Нельзя упускать эти тонкие аспекты из виду, и ученикам следует выработать привычку размышлять об этом время от времени.

ПЕРЕСМОТР ПОНЯТИЯ «ДУХ»

Зачатую, когда люди говорят о «духе» и «силе воле», их слова приобретают старомодный и иррациональный оттенок. В спорте, выражением сэйсин-суги часто заменяют кондзё-суги (убеждённость в важности силы воли, характера, силы духа), которая в результате может послужить оправданием для чрезмерно жёстких тренировок, приводящих к запугиванию и подавлению ученика (сигоки). Поэтому людям комфортнее использовать фразу «боевой дух» и трактовать «тренировку духа» как тренировку сознания.

Многие люди переоценивают тренировки сознания, и думают, что при правильной ментальной тренировке каждый способен на что угодно. Им следует понять, что великие атлеты, достигшие потрясающих результатов в физическом мастерстве, демонстрирующие превосходное фехтование и настрой, преодолели суровые физические, ментальные и эмоциональные испытания, чтобы достичь такого уровня мастерства. Не только талант и физические способности, но и сила воли — вот что позволяет им преодолевать препятствия. Спортсмены нечасто говорят о силе воли, и её невозможно наблюдать со стороны, так что этот аспект легко упустить. СМИ сыграли важную роль в распространении информации и поддержании интереса к спорту, но, я думаю, многие люди до сих пор не до конца понимают его психологические аспекты.

В кендо, в целом, существует понимание, что, проходя через тяжёлые физические тренировки, мы одновременно развиваем свою личность и характер, чтобы становится целостной личностью. В истории развития кендо бывали времена, когда появлялась необходимость в усилении регулирования, чтобы избежать чрезмерного фокуса на том или ином аспекте кендо, и эти ситуации, зачастую, были связаны с социальными обстоятельствами того времени. Интересный пример — дебаты о самом названии «кендо».

В конце периода Мейдзи, кендо называли гэкикен или кендзюцу, но многие члены университетских клубов считали эти названия неподходящими для того искусства фехтования, которым они занимались.

Они вступили в дискуссию с профессиональными будока об изменении наименования с целью лучшей передачи смысла и настроя этого искусства. Они изменили названия своих клубов на «клубы кендо», акцентируя, тем самым, что они занимаются не гэкикен или кендзюцу, что означает лишь развитие техники, а кендо (путь меча), цель которого — развитие сознания. Убеждения и упорство тех учеников заслуживают всяческого уважения. Я не буду вдаваться здесь в детали той дискуссии, но я хотел бы обратить внимание на то, что, думая о сегодняшней ситуации в кендо и о его будущем, мы можем многому научиться у прошлого.

Через двадцать три года после основания Всеяпонской Федерации Кендо, в 1975 году была утверждена концепция кендо. Она была сформулирована с целью скорректировать чрезмерную нацеленность на изучение соревновательной техники, и способствовать распространению кендо, как пути самосовершенствования. С тех пор прошло больше тридцати лет, но я по-прежнему сомневаюсь в приоритетах некоторых занимающихся.

КОНЦЕПЦИЯ КЕНДО

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов катана.

Эту концепцию легко понять, даже школьники цитируют её по памяти во время экзаменов. Однако, меня беспокоит, что цели кендо, утверждённые одновременно с концепцией кендо, не получили такого широкого распространения.

ЦЕЛЬ КЕНДО

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.
Таким образом, такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Это явное указание на то, каким образом ученик должен «воспитывать характер», согласно концепции кендо, утверждая вопросы, которые каждый занимающийся должен себе задавать. Если мы решаем развиваться как личности, как члены семей и клубов, как граждане стран, и как граждане мира, цели кендо прямо указывают, что мы должны делать.

Кендо учителя должны обращать особое внимание на цели кендо, объяснять своим ученикам важность развития сознания и воспитание сильного духа через тренировки тела.

Воинский дух, как он проявляется в кендо, в прошлом использовался в Японии для распространения националистических идей, но сегодня люди всех возрастов могут гордиться духовным наследием мира и совместного труда, которое даёт нам кендо. Я надеюсь, что все вы сможете применить дух кендо на пользу себе и окружающим, как в додзё так и за его пределами.


Читать ЧАСТЬ II ▸


Оригинал статьи опубликован в журнале Kendo World 7.1 (МИР КЕНДО, ТОМ 7 — КЕНДО СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ ЛЮДЕЙ).
Автор оригинального японского текста — Суми Масатаке сенсей (кендо хачидан, ханси).
Перевод на английский язык – Хонда Сотаро.
Перевод на русский язык и редактура русского текста для КАМИНАРИКАН – Андрей Б.

Преподавание кендо следующим поколениям — ЧАСТЬ I

КЕНДО ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ КЕНДО

Оглядываясь на сказанное ранее, я прихожу к мысли, что есть много вещей нуждающихся в переосмыслении. Большая часть моих предыдущих рассуждений была посвящена аспектам обучения с акцентом на освоении техник. Сейчас мне кажется, что мой обзор принципов и концепции кендо, а также мой анализ того, как кендо формирует характер, были неполными. Я утверждал, что тренировки кендо не должны ограничиваться поиском технического мастерства или эффективности в соревнованиях, но я, похоже, упустил более важные цели занятий кендо.

* * *

В августе 1989 года в префектуре Фукуока, одновременно с XXXI Чемпионатом Японии по Кендо, состоялся симпозиум посвящённый повышению квалификации инструкторов в кендо. Мне на всю жизнь запомнился ответ Иватани Фумио (кендо хачидан, ханси) из префектуры Акита на вопрос молодого инструктора во время одной из дискуссий. Иватани сенсея спросили: "Команда вашей школы победила на чемпионате и часто занимает высокие места на других студенческих соревнованиях. Как вам удаётся учить и тренировать таких сильных кенши?" Иватани сенсей ответил: "Я никогда не считал, что учу своих студентов кендо, я и сейчас так не думаю!" Этот ответ озадачил присутствующих, и Иватани сенсей пояснил свои слова: "Однако, я могу вас уверить, что я занимался изо всех сил со своими учениками. Это то, чему меня научили, когда я сам был студентом в Токио Кото Шихан Гакко. Знаменитые учителя, преподававшие там, не объясняли и не демонстрировали техники ученикам. Даже старшие, уже опытные кенши, выкладывались полностью, чтобы нанести инструктору удар в кейко, но камае учителя было настолько сильным, что его кенсен каждый раз упирался в горло ученика. Часто они теряли баланс и падали, сбитые с ног одним из инструкторов, или оказывались впечатаны в стену получив мощный цуки. Видя беспомощность старших учеников перед инструкторами, я задумался о том, что значит быть сильным в кендо. Я сконцентрировался на атаках большим прямым ударом мен. Меня не учили как наносить удар мен быстро или как использовать в ударе бёдра, одни учили меня полностью физически и ментально вкладываться в каждую атаку и не бояться кенсена противника. Хитрости и уловки на них не работали. Это научило меня встречать каждого оппонента с полной решимостью и полностью вкладываться в каждый удар." Во время этого симпозиума мне было 44 года, и я был очень впечатлён словами Иватани сенсея. Я начал пересматривать собственный подход к обучению учеников. Раньше я фокусировался на аспектах атаки и контратаки, объяснял студентам принципы маай, тайминга и тактики. Я понял, что, обучая учеников кендо, я должен взращивать в них сильный дух и решимость, чтобы они не отступали перед страхом или трудностями. Я не знаю сколько молодых учителей на том симпозиуме полностью поняли слова Иватани сенсея, но я считаю, что суть практики кендо лежит в развитии отваги и стремления преодолевать неблагоприятные обстоятельства. Несмотря на то, что времена меняются, и всё больше людей делают акцент на соревнованиях, важно не забывать эту суть.

Преподаватели кендо должны варьировать сложность кейко в соответствии с физическими возможностями, техническими навыками и уровнем мотивации кенши. Учеников не следует доводить до изнеможения, не стоит быть жёстким или грубым. На уровне нюмон-ки важно в начале развить у ученика правильный настрой. Начинающие не должны относиться к тренировкам легкомысленно, а учитель обязан показать пример правильного отношения, в соответствии с уровнем ученика. Непросто научиться и непросто научить быть отважным перед лицом трудностей.

Обычно большинство людей недооценивают свои физические и ментальные способности. Когда ученикам кажется, что они уже дошли до предела и не могут двигаться дальше, на самом деле же они могут и до настоящего предела ещё далеко. Развитие же начинается со смелого шага преодолеть этот мнимый предел. Решение сделать это приходит изнутри самого человека, а не из внешнего источника. В процессе обучения кендо, ученики должны совершать множественные атаки. Через этот опыт они получат от тренировок необходимый результат и поймут значение кейко. Суть кендо можно отыскать, преодолевая трудности, связанные с поиском правильного хвата меча или иных технических навыков. Её нельзя отыскать лишь слепо следуя словам учителя.

На стене детского клуба кендо Китадзаки, находящегося на западе города Фукуока, висит каллиграфия: "Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд". В 2005 году в Фукуока произошло мощное землетрясение. Эпицентр находился на западе города и множество домов, спортивных сооружений, ферм и рыболовецких хозяйств серьёзно пострадало. Всего шесть месяцев спустя детский клуб кендо Китадзаки успешно провёл тайкай, посвящённый десятилетию основания додзё. К названию турнира было добавлено: "С молитвами о быстром восстановлении после землетрясения". Я думаю, что и организаторы, и гости тайкай вынесли для себя что-то важное из этого. Истинная суть кендо содержится в этом высказывании: "Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд".

Многие люди сетуют, что будущее Японии под угрозой, считая, что нынешняя молодёжь по сравнению с предыдущими поколениями теряет силу воли, физически слаба и плохо учится. Однако, я верю, что есть луч света в тёмном царстве. Если отвага и стремление преодолевать препятствия могут быть воспитаны в их сердцах, тогда они смогут развивать мощный дух, сильное тело и острый ум. Мы должны гордиться той культурой что мы передаём ученикам через кендо, ведь так мы растим новое поколение, которое будет в ответе за будущее кендо.

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

В ноябре 2005 года я был назначен главным судьёй в финальном поединке LIII Чемпионата Японии по Кендо. В финале встретились Учимура Рёичи, дебютант 25 лет, и Харада Сатору, ветеран, который к своим 32 годам много раз появлялся на предыдущих чемпионатах. Будучи близко к победе, однако ни разу так и не стал призёром. Оба кенши вышли из токийской полиции, и ни один не хотел уступать. Оба продемонстрировали превосходное кендо, держа в напряжении всех зрителей.

В дополнительное время Харада сделал мощное семе и нанёс прекрасный дебана-коте в тот момент, когда Учимура пытался атаковать мен. Это было волнительное и впечатляющее завершение финального поединка, и аудитория взорвалась громом аплодисментов. Публика приветствовала те только его успех, но также и то, что он всё же смог добиться победы после неудач на прошлых чемпионатах. Когда началось интервью с победителем никто не покинул зал. Первые слова Харады были такими: "Большое спасибо всем! У меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность!". Его слова утонули в аплодисментах. Он сенсационно дебютировал на своём первом Чемпионате в возрасте 23 лет, заняв второе место. Несмотря на то, что он всегда оставался сильным бойцом и занимал призовые места на пяти из восьми чемпионатов, он никогда до этого не занимал первого места. В этот раз он одержал победу, и я был впечатлён тем, как он в первую очередь поблагодарил своих учителей, старших товарищей, коллег и свою семью за поддержку. Для меня было честью быть главным судьёй этого поединка, и я считаю, что он продемонстрировал прекрасный пример духа кендо для всего кендо сообщества.

Позже из пресс-релиза я узнал о том, как он успокаивал свои эмоции после поражения в прошлых чемпионатах, и со всей решимостью возвращался к тренировкам. Я могу представить, почему окружающие искренне желали ему победы. Посвятив первые слова благодарности тем, кто его поддерживал, он показал образец скромности – все кенши должны брать с него пример. Харада показал пример отваги, находясь под огромным эмоциональным давлением, и пример того, как можно посвятить всего себя неустанному достижению цели, однако, его скромность, выраженная в сказанных им словах, достойна ещё большего восхищения. Это был особенный момент и все, кто был рядом с ним на площадке, вместе с людьми на трибунах, аплодировали его заслугам.

Мы можем высказать предположение, что кендо — это часть культуры, в которой мы рассматриваем отношение между людьми в близком контакте кейко. Таким образом, цели и задачи, которые ставит учитель пред учениками в обучении крайне важны. Было бы абсурдно пытаться учить техникам или говорить о воспитании личности лишь на словах без физической практики. Учителя должны понимать и доносить до своих учеников, что развитие характера возможно лишь через тяжёлые тренировки. Тяжёлая тренировка даёт гораздо больше, чем мастерство в технике. Личностные отношения между учителем и учениками в идеале должны укреплять решимость перед ликом трудностей, жажду жизни, вежливость, благодарность и скромность.


Накаяма Хакудо особо подчёркивал важность принципа си-тей-до-гё, это значит, что учитель и ученик, находясь на одном пути, должны учиться друг у друга. Я стараюсь быть внимательным инструктором, поскольку считаю, что ученики — это отражения своих учителей. Ученики легко копируют слабости учителей, хотя чтобы перенять сильные стороны нужно много времени. Действия и эффективность учеников на тренировке — это, как правило, реакция на стиль преподавания учителя. Тем не менее, единственный способ научиться учить — делать это, в этом смысле учителям следует быть терпеливыми. Если учитель добросовестно трудится, то ученики будут отвечать тем же, и это отразится на развитии их как личностей. Учителя должны наставлять учеников тренироваться изо всех сил, однако воспитательное значение кейко возрастёт, если учитель занимается также и воспитанием характера учеников.

Отношения си-тей-до-гё это не что-то временное, как работа в компании, и не нечто, основанное на опыте или ранге, это взаимное чувство, рождающееся в сердце человека. Учитель не должен быть самонадеян относительно своих способностей учить, красоваться демонстрируя свои способности. Инструктору следует настроиться на трудную работу — развить способности учеников. Если такие взаимоотношения могут сформироваться и найти своё место в кендо, тогда культурное значение кендо проявится в полной мере. В противном случае мы можем получить взаимоотношения, основанные на насилии и страхе. Взаимное обучение учителя и ученика развивает такие добродетели как привязанность, вежливость, скромность, искренность и благородство, что благотворно влияет на нас и на окружающих вне додзё и обогащает общество в целом.

* * *

В конце 2005 года вся Япония была шокирована обнаружившимися у крупных строительных компаний нарушениями в технологиях высотного строительства. И позже, в 2006 году, когда известный и считавшийся биржевым гением человек был арестован по подозрению в нарушении вексельного законодательства. Мне видятся в этом признаки нынешнего падения нравов на корпоративном уровне. Я беспокоюсь о том, как эти скандальные события могут повлиять на молодёжь, учитывая, что вовлечённые в них люди и организации имели высокий уровень социальной ответственности. Правильная управленческая структура и здоровая конкуренция способствуют воспитанию личности, но каждый из нас должен обладать решимостью не поддаваться соблазнам. Однако, человек может проявить свои лучшие качества, только если окружающие его люди действуют в соответствии с высокими моральными стандартами. Кимура Токутаро, первый президент Всеяпонской Федерации Кендо говорил, что занимающиеся кендо должны стремиться к развитию трёх добродетелей: мудрости, сострадания и отваги (чи-дзин-ю). Мы, преподаватели, обучая следующее поколение кендо, в высшей степени ответственны перед обществом за выполнение этой задачи.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКАМ

Обучение кендо начинается с освоения отдельных техник, но традиционно, когда ученик приходил в додзё, он должен был показать стойкость и волю перед лицом предстоящих трудностей, прежде чем непосредственно приступить к изучению техник. Затем, ученик начинал следовать примеру учителя, и примеру старших учеников. Таким образом, ученик фактически учился самостоятельно, это была одна из характерных черт пути меча. В сегодняшнем мире этот метод почти исчез. В образовании, искусствах и спорте методы обучения основываются на последовательном обучении, учеников "кормят с ложечки" и ведут шаг за шагом.

Зачастую постановка нереалистичных целей обучения, таких как обучение в слишком короткие сроки, приводит к печальным результатам. Учитель хочет развить в учениках самостоятельность, но в то же время любой ценой уберечь от ошибок. В результате стиль преподавания становится назойливым. Ученики же чувствуют давление, принуждение к занятиям и ощущают потерю самостоятельности. Порой можно наблюдать, когда молодой человек приходит в кендо под давлением родителей или учителей, быстро развивается, но вскоре бросает занятия. Кроме того, часты случаи, когда начинающему не хватает базовых навыков и он уходит, брошенный учителем на произвол судьбы под предлогом уважения к самостоятельности ученика. В первом случае, когда ученик начинает заниматься кендо не по своей воле, он, вероятно, не может выдержать давление или справиться с неудачами из-за нехватки самостоятельности. Во втором случае, когда ему не хватает базовых навыков, скорее всего он переоценивает свои возможности, и он теряет уверенность в себе, поскольку ему не достаёт правильного обучения. Существует много причин по которым молодые люди могут бросить кендо, но мы должны помнить, что на них влияют внешние факторы, и зачастую таким фактором выступает нехватка устойчивой связи межу их самоощущением и реальной практикой.

Практика основ кендо затрагивает наше самоощущение, и удачное выполнение техник может доставить удовольствие. Это чудесная черта кендо. Учителя должны доносить до учеников, что кендо — это также развитие непосредственно самоощущения, и этот путь не имеет конца.

Далее мы рассмотрим три стадии тренировочного процесса в кендо, которые также дают намёк на то, как ученик должен развивать себя на каждой стадии.

Стадия #1 — син : освоение таких техник как тай-сабаки и синай-сабаки, использование всего тела в субури и кукан-датоцу.

Стадия #2 — гё : правильное выполнение конкретных техник в предопределённой ситуации с партнёром, кирикаэси и учикоми-кейко.

Стадия #3 — со : оттачивание техники с ситуации свободного поединка с партнёром, гогаку-кейко и сиай.

Нет нужды повторять, что техники взаимодействия, формирующие основу кендо, содержат как физические, так и элементы сознания. По мере того как ученик прогрессирует, элементы сознания, такие как сила воли, становятся всё более важными. Физические элементы не будут правильно работать и освоение техник застопорится, если воля не будет становиться сильнее. Просто понять, как физические элементы и элементы сознания техник связаны между собой недостаточно. Техники необходимо практиковать, а личность необходимо развивать. Иначе будет утеряна половина того результата, который могут дать тренировки, и ученики, испытав разочарование, уйдут.

Акцентирование внимания исключительно на техниках в качестве средства победы в соревнованиях — искажение пути кендо, следует всегда направлять учеников на развитие их как личностей. Легко заметить и оценить эффективность или неэффективность техники на соревнованиях, но гораздо важнее неосязаемый аспект кендо. Нельзя упускать эти тонкие аспекты из виду, и ученикам следует выработать привычку размышлять об этом время от времени.

ПЕРЕСМОТР ПОНЯТИЯ «ДУХ»

Зачатую, когда люди говорят о «духе» и «силе воле», их слова приобретают старомодный и иррациональный оттенок. В спорте, выражением сэйсин-суги часто заменяют кондзё-суги (убеждённость в важности силы воли, характера, силы духа), которая в результате может послужить оправданием для чрезмерно жёстких тренировок, приводящих к запугиванию и подавлению ученика (сигоки). Поэтому людям комфортнее использовать фразу «боевой дух» и трактовать «тренировку духа» как тренировку сознания.

Многие люди переоценивают тренировки сознания, и думают, что при правильной ментальной тренировке каждый способен на что угодно. Им следует понять, что великие атлеты, достигшие потрясающих результатов в физическом мастерстве, демонстрирующие превосходное фехтование и настрой, преодолели суровые физические, ментальные и эмоциональные испытания, чтобы достичь такого уровня мастерства. Не только талант и физические способности, но и сила воли — вот что позволяет им преодолевать препятствия. Спортсмены нечасто говорят о силе воли, и её невозможно наблюдать со стороны, так что этот аспект легко упустить. СМИ сыграли важную роль в распространении информации и поддержании интереса к спорту, но, я думаю, многие люди до сих пор не до конца понимают его психологические аспекты.

В кендо, в целом, существует понимание, что, проходя через тяжёлые физические тренировки, мы одновременно развиваем свою личность и характер, чтобы становится целостной личностью. В истории развития кендо бывали времена, когда появлялась необходимость в усилении регулирования, чтобы избежать чрезмерного фокуса на том или ином аспекте кендо, и эти ситуации, зачастую, были связаны с социальными обстоятельствами того времени. Интересный пример — дебаты о самом названии «кендо».

В конце периода Мейдзи, кендо называли гэкикен или кендзюцу, но многие члены университетских клубов считали эти названия неподходящими для того искусства фехтования, которым они занимались.

Они вступили в дискуссию с профессиональными будока об изменении наименования с целью лучшей передачи смысла и настроя этого искусства. Они изменили названия своих клубов на «клубы кендо», акцентируя, тем самым, что они занимаются не гэкикен или кендзюцу, что означает лишь развитие техники, а кендо (путь меча), цель которого — развитие сознания. Убеждения и упорство тех учеников заслуживают всяческого уважения. Я не буду вдаваться здесь в детали той дискуссии, но я хотел бы обратить внимание на то, что, думая о сегодняшней ситуации в кендо и о его будущем, мы можем многому научиться у прошлого.

Через двадцать три года после основания Всеяпонской Федерации Кендо, в 1975 году была утверждена концепция кендо. Она была сформулирована с целью скорректировать чрезмерную нацеленность на изучение соревновательной техники, и способствовать распространению кендо, как пути самосовершенствования. С тех пор прошло больше тридцати лет, но я по-прежнему сомневаюсь в приоритетах некоторых занимающихся.

КОНЦЕПЦИЯ КЕНДО

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов катана.

Эту концепцию легко понять, даже школьники цитируют её по памяти во время экзаменов. Однако, меня беспокоит, что цели кендо, утверждённые одновременно с концепцией кендо, не получили такого широкого распространения.

ЦЕЛЬ КЕНДО

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.
Таким образом, такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Это явное указание на то, каким образом ученик должен «воспитывать характер», согласно концепции кендо, утверждая вопросы, которые каждый занимающийся должен себе задавать. Если мы решаем развиваться как личности, как члены семей и клубов, как граждане стран, и как граждане мира, цели кендо прямо указывают, что мы должны делать.

Кендо учителя должны обращать особое внимание на цели кендо, объяснять своим ученикам важность развития сознания и воспитание сильного духа через тренировки тела.

Воинский дух, как он проявляется в кендо, в прошлом использовался в Японии для распространения националистических идей, но сегодня люди всех возрастов могут гордиться духовным наследием мира и совместного труда, которое даёт нам кендо. Я надеюсь, что все вы сможете применить дух кендо на пользу себе и окружающим, как в додзё так и за его пределами.


Читать ЧАСТЬ II ▸


Оригинал статьи опубликован в журнале Kendo World 7.1 (МИР КЕНДО, ТОМ 7 — КЕНДО СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ ЛЮДЕЙ).
Автор оригинального японского текста — Суми Масатаке сенсей (кендо хачидан, ханси).
Перевод на английский язык – Хонда Сотаро.
Перевод на русский язык и редактура русского текста для КАМИНАРИКАН – Андрей Б.