Есть такая книга – «Кендо Санмай», написанная Накао Ивао, который почти незнаком современному кенси. Эту книгу отыскал и перевёл Джордж МакКол. Чтобы познакомится с этим трудом, мы поделимся переводом Джорджа – 92 совершенно произвольных, коротких поэтических высказываний из первой главы книги.
САНМАЙ 「三昧」 – слово буддийского происхождения, производное от «самади», состояние медитативного сознания. В обыденном Японском языке, первоначальное значение не используется, а используется в значении состояния, при котором человек чем-то очень поглощён или увлечён с головой. Можно добавить
-санмай к концу чего угодно, чтобы подчеркнуть увлечённость (одержимость!) этим, например, «биру-санмай» или «бенькё-санмай» (учиться) и т.д.
Несмотря на то, что автор книги, Накао Ивао сенсей не был (
при этом книга была издана примерно сорок лет назад, когда автор уже был ханси хачидан) кем-то заметным, его кендо карьере можно позавидовать. Знакомясь с его биографией, понимаешь, что он не был отнюдь никем в кендо, и до нас жило множество очень способных кенси, которые просто забыты в наши дни. Возможно, это от того, что они старались избегать большого внимания, или просто не оставили ничего после себя. Память о тех, кто становились призёрами самых престижных соревнований, даже если нам известны их имена, канула в лета. Я думаю, эта судьба коснётся всех нас.
92 мудрых изречения- Кендо о том, как поразить сердце оппонента своим.
- В сиае не надо ни ждать, ни торопиться, следуйте за течением поединка.
- Какаригейко должно быть коротким и выполняться с полной отдачей.
- Хороший маай – тот, при котором противник чувствует себя близко, но в то же время далеко; вы должны быть готовы нанести удар, соблюдая ки-кен-тай, в любой момент.
- Обе ноги должны работать в тандеме; нанесение удара всем телом, начиная с ног – это основа хорошего кендо.
- Инициируя удар, ваш противник сообщает свое намерение; поразите его намерение.
- Глаза – зеркало души; когда ваш оппонент соберется атаковать, его глаза выдадут его намерение – нанесите удар в это мгновение.
- Настоящая сила заключена в хорошей технике, а не сильных ударах.
- Ежедневная практика кейко словно накопление ежедневных газет.
- Коданся, выполняющий кейко без души, ниже уровнем, чем сёдан.
- Входя в цубадзариай, быстро нанесите удар и уходите; в цубадзариай будьте осторожны: расслабьтесь, но не теряйте бдительность.
- Момент после обоюдного удара (ай-учи) решающий.
- Во время кейко всегда стремитесь нанести сётачи.
- Наблюдайте за движениями оппонента и наносите удар, когда он готовится войти или отступить назад.
- Чудан – это состояние, когда твое сердце открыто и разум свободен от злых мыслей; убедитесь, что держите синай правильно.
- Маай существует в физическом пространстве также, как и в ментальном; вы должны быть готовы нанести удар с этой дистанции в любой момент, сохраняя ки-кен-тай.
- Стоя лицом к лицу с противником, почувствуйте его намерения и нанесите удар первым.
- Если стоя лицом к лицу с противником у вас нет уверенности или вы сомневаетесь, куда нанести удар, но вы все равно это делаете – ваш удар провалится.
- В кендо вы не должны зацикливаться на победе или поражении, но стремиться понять духовную глубину через саму практику кендо.
- Вы не должны гнаться за получением уровней, вместо этого через практику кейко вы естественным образом обретете значимость (уважение).
- Люди, которые по-настоящему хороши в кендо, не будут ничего говорить о других, только о своих недостатках.
- Стоя лицом к лицу с противником, окажите на него давление: в начале духом и телом, а в конце через киай, затем нанесите удар.
- Если вы разозлились во время кейко – вы проиграли.
- Если вы слишком зациклены на нанесении удара в сиай, вы сами открываетесь для удара.
- Если вы совершенствуете свое тело, свой дух и ваш ки, то вы необычайно расширите видение вашего кендо.
- Во-первых – кейко, во-вторых – кейко, и в-третьих – кейко; путь в кендо обретается через кейко.
- Стоя в дзёдан, ударьте кончик синая противника в чудан кулаком и нанесите ему мен.
- Сначала окажите давление духом, телом и синаем, затем найдите возможность и нанесите удар.
- Выполняйте вадза не ослабляя ваш дух, в начале оказывая давление, словно вы собираетесь нанести противнику цуки.
- Когда вы и ваш противник стоите в чудан, слегка надавите с обратной стороны синай; когда ваш противник соберётся нанести удар, нанесите коте без промедления.
- Победите разум противника, затем нанесите ему удар синаем.
- Когда вы и ваш противник стоите в чудан, прорвитесь через кончик синая противника с помощью вашей цуба и нанесите мен
- Выполняя рей, вы уже должны давить на противника вашим духом.
- В дзансин ваши разум и тело должны быть едины.
- Выполняйте суриаге с помощью моноучи синая, открывая путь справа, а затем нанесите мен.
- Уважение и благодарность к семпаям – это часть этикета для людей, занимающихся кендо.
- Выполняя моротецуки, не вкладывайте силу в правую руку, а совершите выпад с помощью бедер и используйте левую руку.
- Ассистируя кирикаеси, делайте это так, словно вы приглашаете синай партнёра.
- Если ваш оппонент собирается нанести удар, отступите на полшага назад левой ногой, уберите синай с пути и нанесите мен.
- Настоящий кендока – это тот, кто действительно что-то делает, а не тот, кто рассказывает что-то впечатляющее.
- Развитие в кендо приходит через ежедневный труд.
- Если ваш первый удар не был успешен – нанесите ещё один; если не выходит – продолжайте, пока у вас не получится.
- Если ваша работа напряжённая или трудная – помните, что у вас есть кендо для успокоения.
- Если вы можете заблокировать удар, то вы можете нанести удар
- Если устали во время кейко дышите ртом, а не носом
- Чтобы не ударить кататецуки с плохой осанкой или нерешительно, помните о том, чтобы наносить удар бедрами, сохраняя хорошую осанку.
- В дзёдан никогда не пятьтесь назад и не отступайте; всегда идите вперёд и наносите удар раньше противника.
- Во время удара правая рука должна быть расслаблена, мизинец левой руки должен крепко сжимать рукоятку.
- Основа движения в кендо – это естественная стойка.
- Наблюдая за противником, изучите его с ног до головы одним взглядом.
- Кирикаеси помогает расслабиться после кейко.
- В кендо нет лёгких путей – только кейко.
- В сиай сильное желание выиграть любой ценой – потеря самообладания.
- Чтобы иметь правильное кендо, нужно иметь преданность кихону.
- В кейко нормально позволить кому-то нанести вам удар, но не из-за того, что вы потеряли контроль.
- Во время кейко, если вы верите, что ударить кого-то приравнивается к победе, вы все ещё очень далеко от пути кендо.
- Вы должны практиковать много кейко с противниками, чье кендо вам не нравится.
- В кендо у нас есть МАА (пространственная дистанция), МААЙ (физическая дистанция), и КИКАЙ (шанс); они есть и в повседневной жизни.
- Не наносите удар только руками или только телом; наносите удар ногами и всегда оказывайте давление духом.
- Кендо инструктора должны быть строги к себе и постоянно анализировать свои действия.
- Вместо того чтобы ждать пока вас попросят о кейко, попросите сами.
- В кендо не должно быть простого получения ударов, выполняйте техники каеси или суриаге, и т.д.
- Не идите назад и не останавливайтесь; оказывая постоянное давление на оппонента своим духом, вы можете удивиться, какие техники вы способны выполнить.
- Люди, изучающие кендо, не должны делать ничего осуждаемого в обществе.
- Состояние разума во время кендо и повседневной жизни одинаковы.
- Если кто-то относится к кендо сугё с искренностью, то они придут к осознанию, что значит быть человеком.
- Только при взаимном уважении между вами и вашим противником может произойти настоящее кендо.
- Гораздо важнее провести кейко с одним противником со всей отдачей, чем малодушное кейко с многими.
- Кендо инструкторам необходимы терпение и понимание.
- Развивайте возвышенные качества через академическое обучение и дисциплинируйте себя через практику меча.
- Даже если вы сильны в кендо, если вы высокомерны, вы не более чем безжизненный осенний лист.
- Берите техники, которым вас научили, и делайте их своими.
- Ключ к таким техникам, как суриаге и каеси – это теноучи и движение тела.
- Чтобы вывести из равновесия противника, вы должны кричать громким голосом используя живот.
- В кендо, когда вы думаете: "Сейчас!", вы должны полететь вперёд с остервенением; там находится победа.
- Голос и движение связаны; чем громче вы кричите, тем резче ваше движение.
- Вместо тяжелого синая лучше использовать лёгкий, чтобы отточить вашу технику.
- Удары в кендо не должны быть такими, словно вы бьете или толкаете кого-то, а словно вы режете.
- Если вы практикуете кихон правильно с хорошей осанкой, однажды вы обнаружите, что можете выполнять техники, которые вам и не снились.
- Давя вперед вашим ки, вашим движением, как только достигните вашей дистанции – бейте.
- Когда ваше сердце и сердце вашего противника соединяются в кейко, то происходит КО-КЕН-ЧИ-АЙ (дружеский обмен разума и меча); и это не просто о том, умелы вы или нет.
- Вы не можете стать лучше в кендо просто слушая сенсея или читая книги; хорошее кендо может родиться только в тяжелом кейко.
- Практикуйте кендо с чувством искренности в вашем синае, режьте чисто и правильно.
- Вы можете найти истину в чьём-то сердце, если в кейко позволите ему отразиться в вашем.
- Именно в тяжёлых поединках, где вы сталкиваетесь с тем, кто сильнее вас, происходит развитие.
- Сердце и техника того, кто бахвалится победой, недостойны.
- Вместо бессмысленной болтовни, лучше работать над своим сердцем; в этом заключается путь к улучшению.
- Кендо не о том, кто выиграл или проиграл, а о совершенствовании духа и техники.
- Преподавание того, чему вас обучили – способ понять того, кто обучал вас.
- Через размышление после кейко, мы должны стремится совершенствовать нашу душу, так же, как и кендо.
- Для людей естественно умирать; предстать перед лицом смерти без страха – это и есть кендо сугё.
- Если мы ленимся и пропускаем один день кейко, эта лень проникнет в наше сердце; если пропускаем кейко второй день, все об этом узнают; если пропускаем третий день, все будут смеяться.
Об авторе:- Начал заниматься кендо примерно в возрасте 8 лет в Осака Бутокуден (где он обучался у Акияма Такичиро, сына легендарного Момои Джунзо).
- Добился значительного успеха в сиай в юности и имел возможность посещать и практиковать кендо в разных университетах на выбор.
- Был вдохновлен посещением клубом кендо университета Васэда и его учителями (Такано Сасабуро, Саимура Горо, Шибата Мансаку, Такано Хиромаса).
- Выпустился из университета Васэда, первым опытом преподавания кендо был Осака Бутокуден (во время войны большинство учителей кендо так или иначе призывались, поэтому инструкторов не хватало).
- За день до того, как он должен был присоединиться к рядам армии, местный муниципальный советник забрал у него его документы о призыве и вместо этого попросил его преподавать в различных местах по всему городу.
- После войны (1958) он был принят на работу в полицию префектуры Хёго в качестве инструктора кендо в городе Кобе.
- На момент публикации книги в 1986 уже имел звание ханси кендо хачидан и уважаемым кендо сихан в главном управлении полиции префектуры Хёго, также занимал высокое положение во Всеяпонской Кендо Федерации.
- Уровни: 1937 ренси, 1943 кёси, 1965 хачидан, 1971 ханси.
Перевод подготовлен Дарьей Беловой специально для КАМИНАРИКАН. Оригинальная статья была опубликована Джорджем на kenshi247.net 21 февраля 2022 года.